Самая сложная часть бюджета, так как деньги мы тратим каждый день. Но тут я также не отхожу от принципов, подсчет максимально упрощаю и анализирую в рамках года.
Если вы только начинаете вести бюджет, то я настоятельно рекомендую вам записывать ВСЕ, свои расходы, в течение хотя бы 3-6 месяцев. Да это нудно и скучно, но вы поймете структуру расходов, а это важно для будущего учета.
Раньше я несколько лет вел детальный учет расходов, но со временем стал замечать, что мне не важно сколько условного масла или мяса я потребляю. Мне больше интересно, сколько всего денег уходит на питание, а потом дошел до того, что анализ именно питания тоже нецелесообразен, мне просто нужно знать сколько денег нужно на постоянные расходы, которые повторяются из месяца в месяц с точностью до 100%. Я назвал такие расходы «Повседневные расходы». Но их тоже нужно как-то посчитать.
И вот тут я начал идти от обратного. Я знаю количество денег на начало и конец года, я знаю сколько денег ко мне пришло в течение года (из первого блока). Значит я знаю, сколько я потратил внутри года. Но это же не только «повседневные расходы», были какие-то разовые — отпуск, мебель или телефон. А это значит, что нужно определить некие другие, существенные статьи, которые легко фиксировать в силу того, что они редки и нерегулярны (если вы ездите в отпуск 1-2 раза в год, то явно не составит труда записать общую сумму трат на отпуск).
Таким образом я выделил существенные статьи, которые есть смысл анализировать, потому что их легко записать (или восстановить), и они важны для жизни. Список примерно такой:
— Отпуск
— Здоровье
— Обучение
— Спорт
— Мебель и бытовая техника
— Электроника
— Подарки
— Квартплата (или Аренда или Ипотека)
— Одежда
Именно такие затраты я записываю в телефон внутри года. Так как данные вещи редки или их легко восстановить (например, траты на квартплату легко посмотреть в банковских платежах), то суммарное время в год на записывание составляет не более 2-3 часов.
А дальше дело техники. Нужно найти те самые «повседневные расходы», куда входит еда, расходы на транспорт, недорогая одежда, оплата телефона и еще 1000 мелочей, которые нет смысла детализировать ежедневно. Формула расчета выглядит так: Деньги на конец периода – Деньги на начало периода + Заработанные деньги – Выделенные статьи расходов – Отложенные деньги (инвестиции) = Повседневные расходы.
Вот так примерно это будет выглядеть: