Стокапер

Личный бюджет. Учет расходов и доходов. Как и зачем

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Согласно опросу аналитического центра НАФИ половина населения ведет личный/семейный бюджет. При этом 32% ведет бюджет «на глазок» и всего 17% оформляют бюджет в виде записей, в тетрадках, специальных программах или в файлах на компьютере. Весь опрос можно посмотреть тут.

Зачем это нужно? Ответ простой – чтобы эффективнее распоряжаться собственным капиталом необходима аналитика и постановка целей. А чтобы можно было анализировать – нужно собрать первичную информацию в виде бюджета. Другими словами: бюджет необходим для более эффективного использования собственного капитала.

Как это сделать? Если ответ на первый вопрос интуитивно понятен почти всем, то на данный вопрос ответить сложнее. Многие кто решил вести бюджет, бросают это делать из-за монотонности процесса. Мало кто хочет скрупулёзно записывать свои расходы и доходы, выгружать данные с банковских карт, потом собирать всё это в кучу.

Именно поэтому я решил написать о том, как я организовал у себя данный процесс. Полноценно я веду бюджет уже более 13 лет. И каждый год стремлюсь его …. упрощать.

Что контролирую:

  1. Доходы
  2. Расходы
  3. Баланс (что имею)

Основные принципы:

  1. Нет смысла в излишней детализации. Минимум усилий на максимум результата. Стоит учитывать то, что даст 90% результата, остальным можно пренебречь.
  2. Основной анализ в разрезе года

Доходы

Самая простая часть. Доходы, как правило, имеют меньшую периодичность нежели расходы. Исходя из принципов, описанных выше, я беру только основные источники дохода, все остальные, которые суммарно, дают 5-10% дохода – я не детализирую, а свожу в графу «Другое». Таким образом, чтобы проанализировать все доходы, достаточно их записывать, как максимум – раз в месяц, и как минимум – раз в год.

Ниже пример диаграммы доходов в рублях и нормированную в %. Сразу оговорюсь, что данные я изменил и убрал рублевые шкалы, нет смысла вникать в детали моего бюджета, мы разбираем лишь структуру. Процентное соотношение и названия статей – это пример, это не мой реальный бюджет.

Расходы

Самая сложная часть бюджета, так как деньги мы тратим каждый день. Но тут я также не отхожу от принципов, подсчет максимально упрощаю и анализирую в рамках года.

Если вы только начинаете вести бюджет, то я настоятельно рекомендую вам записывать ВСЕ, свои расходы, в течение хотя бы 3-6 месяцев. Да это нудно и скучно, но вы поймете структуру расходов, а это важно для будущего учета.

Раньше я несколько лет вел детальный учет расходов, но со временем стал замечать, что мне не важно сколько условного масла или мяса я потребляю. Мне больше интересно, сколько всего денег уходит на питание, а потом дошел до того, что анализ именно питания тоже нецелесообразен, мне просто нужно знать сколько денег нужно на постоянные расходы, которые повторяются из месяца в месяц с точностью до 100%. Я назвал такие расходы «Повседневные расходы». Но их тоже нужно как-то посчитать.

И вот тут я начал идти от обратного. Я знаю количество денег на начало и конец года, я знаю сколько денег ко мне пришло в течение года (из первого блока). Значит я знаю, сколько я потратил внутри года. Но это же не только «повседневные расходы», были какие-то разовые — отпуск, мебель или телефон. А это значит, что нужно определить некие другие, существенные статьи, которые легко фиксировать в силу того, что они редки и нерегулярны (если вы ездите в отпуск 1-2 раза в год, то явно не составит труда записать общую сумму трат на отпуск).

Таким образом я выделил существенные статьи, которые есть смысл анализировать, потому что их легко записать (или восстановить), и они важны для жизни. Список примерно такой:

  — Отпуск

  — Здоровье

 — Обучение

 — Спорт

 — Мебель и бытовая техника

 — Электроника

 — Подарки

 — Квартплата (или Аренда или Ипотека)

 — Одежда

Именно такие затраты я записываю в телефон внутри года. Так как данные вещи редки или их легко восстановить (например, траты на квартплату легко посмотреть в банковских платежах), то суммарное время в год на записывание составляет не более 2-3 часов.

А дальше дело техники. Нужно найти те самые «повседневные расходы», куда входит еда, расходы на транспорт, недорогая одежда, оплата телефона и еще 1000 мелочей, которые нет смысла детализировать ежедневно. Формула расчета выглядит так: Деньги на конец периода – Деньги на начало периода + Заработанные деньги – Выделенные статьи расходов – Отложенные деньги (инвестиции) = Повседневные расходы.

Вот так примерно это будет выглядеть:

И вот эти данные уже можно анализировать. Реагировать на ежемесячные изменения расходов достаточно проблематично, слишком большие флуктуации. Есть разные сезонности по одежде, развлечениям и даже еде. При этом вы всегда увидите увеличение годовых трат на одежду или повседневные расходы и можете подумать, что это было, инфляционная ли это составляющая или вы начали больше потреблять.

Из такого анализа легко планировать деньги на месяц. Например, вы понимаете, что ежегодно тратите на повседневные расходы «миллион», значит в среднем в месяц – 83 тысячи. Также вы понимаете, что на одежду уходит в год «двести тыщ», но это число по месяцам делить бессмысленно, в одежде есть сезонность и примерно вы понимаете, когда купите новые футболки, а когда зимние сапоги. Следовательно, понимая такие детали в общих чертах, всегда сможете определить бюджет трат на год вперед (помесячно) и сравнить его с бюджетом доходов на год вперед (помесячно). Тогда у вас появляется понимание, когда и сколько вам нужно отложить денег, а когда начать копить на отпуск.

Также, имея такой анализ, всегда можно сравнить себя с коллегами или друзьями через процентное соотношение. Например, сколько процентов годового дохода у вас уходит на отпуск? А на повседневные расходы?

Если вам показалось, что «повседневные расходы» слишком размытое понятие, то вы всегда можете выделить из него в отдельную статью, скажем расходы на бензин или пиво (если вам важно отдельно анализировать эти статьи). Итоговый смысл останется – в «повседневные расходы» попадают все рутинные, ежедневные затраты, которые очень сложно фиксировать, и как правило, они очень тяжело поддаются оптимизации (вряд ли вы начнёте меньше есть масла или ездить в метро).

Все доходы и расходы, для наглядности, можно свести в одну диаграмму. И если вы правильно относитесь к контролю своего бюджета – ваши доходы будут превышать ваши расходы и тогда у вас появится капитал.

Баланс

Итак, мы имеем бюджет доходов и бюджет расходов. Если вы не тратите весь доход, то у вас остаются некие материальные блага, в виде денег, материального имущества или ценных бумаг (может кто-то слитки с золотом скупает или криптовалюту). Именно для учета данных материальных активов необходимо вести баланс.

Для себя я решил, что в баланс будут попадать не все вещи, которые у меня есть, а только те, которые потенциально могут принести выгоду в будущем, например, за счет продажи этого имущества. Также я определяю, что материальные вещи, которые стоят относительно дешево (телефоны, компьютеры, мебель и прочее) я не учитываю в балансе, так как такие вещи я скорее «проэксплуатирую» и выброшу, нежели продам.

Итого, балансовые активы для меня:

 — Недвижимость

 — Автомобили

 — Деньги (наличные или вклады)

 — Ценные бумаги

 — Дебиторская задолженность (это когда мне кто-то должен денег и скорее всего отдаст)

Сумма стоимости всех ваших активов всегда равна сумме источников финансирования. Активы = Капитал (свои деньги) + Обязательства (чужие деньги)

Предположим, что у вас нет ничего кроме квартиры в ипотеке, которая стоит 10 миллионов и остаток ипотеки 3 миллиона. Значит ваши активы 10 млн = капиталу (7 млн) + обязательства (3 млн)

Источники формирования активов в таком разрезе будут выглядеть так:

(сумма высот обоих цветов равна сумме стоимости всех активов)

Также важно представить ваши активы в разрезе, то, из чего они состоят. Номенклатуру активов, которую я принимаю, я описал выше. Выглядеть это будет так:

Заключение

Нет одного простого способа анализа и ведения бюджета. Но если вы хотите получить оптимальную точность данных при минимальных временных затратах, то вам может подойти способ, описанный выше. Для этого вам нужно потратить 3-5 часов на создание файлика в Excel или Google Таблицах и примерное «восстановление» бюджета доходов и расходов прошлого года, а также плана текущего года и у вас уже будет массив данных из двух лет. Потом тратить 3-5 часов в год на фиксацию трат по отдельным, нерегулярным тратам. А также пару часов, чтобы в конце года подбить и проанализировать результат, а также составить план на будущий год.